Публикации

Е.Габриелев К.Сутягин А.Шевченко, С.-Петербург галерея «Борей» 14 – 28 апреля 1998
«НАШЕ НАСЛЕДИЕ»

Наше наследиеПРЕСС-РЕЛИЗ

Для любого разбирающегося человека сегодня очевидно, что живопись умерла.
Сегодня считается просто неприличным писать по холсту маслом – в Европе и Америке никто уже так давно не делает – и мы, как просвещенные художники, разделяем это прогрессивное мнение.
Если раньше художники служили Богу, расписывали церкви и прочее, - влияя таким образом на общество будь здоров как, - то сегодня картина, написанная на холсте маслом вряд ли вызовет в обществе какой-либо резонанс. Живопись свелась к отдельному человеку – покупателю, который, глядя на картину, просто прикидывает, чем бы ему украсить комнату. Неприлично серьёзному художнику заниматься этими делами сегодня, когда летают в космос, когда в обществе нет идеалов, когда экономический кризис, когда в подъездах пишут неприличные слова. (Да и глупо – можно украсить комнату каким-нибудь календарём с кошками, или голой девушкой).
 
Но вот когда мы смотрим сегодня на картины, написанные 50 -60 лет назад, то всё хорошо. Тогда ещё не было войны в Чечне, ещё не изобрели новые технологии, и не печатали календарей с голыми девушками. И нам сегодня не стыдно за тех художников, а даже приятно, трогательно – смотрим, как на детей, и умиляемся – как они красиво рисуют, пока маленькие!
 
И поэтому в помощь всем сегодняшним живописцам, мы изобрели что-то вроде специальной машины времени.
С помощью этой машины получается, что мы уже не сегодняшние живописцы Костя Сутягин и Саша Шевченко, продолжающие заниматься несовременным делом, а два неизвестных художника прежних лет, не замеченные в своё время и не вписанные в историю искусства.
Видимо, живопись – это такое искусство, которое видно только по прошествии времени. Рембрандта оценили через 200 лет после смерти; Гойя, Сезанн, Ван Гог – кого из них при жизни понимали современники?
 
Должны пройти годы, чтобы умерли все сопутствующие живому автору скандалы, сплетни и неприятный запах изо рта, мешающие современникам адекватно воспринимать его произведения.
Хороший художник – мёртвый художник.
 
Проект  посвящён двум неизвестным живописцам прошлых лет К.Сутягину и А.Шевченко, от которых до наших дней дошли только картины, ностальгическое очарование художественной атмосферы и фотографии, оставляющие за кадром все проблемы и неприятности.
 
Так и нужно смотреть на наши картины, чтобы сработала другая, современная часть нашего искусства, потому, что как современные художники, мы пытаемся таким образом влиять на общество по-крупному: с одной стороны на современных художников-живописцев – указывая им путь для выживания, а с другой - на остальные слои зрителей, которым всё ещё нравится живопись. Живопись умерла, живопись в музеях, говорим мы.
Живопись умерла, а мы – ещё нет.
Газета «НАБЛЮДАТЕЛЬ» №70 17 апреля 1998 (С.-Петербург)
Мы пойдём другим путём

…В галерее («Борей») открылась замечательная, обезоруживающая своей добротой и злодея выставка трёх московских художников «Наше наследие». Это живопись Александра Шевченко и Константина Сутягина в сопровождении третьего художника-фотографа Е.Габриелева. Судя по картинам, это неспроста и дополняет общую концепцию. Глядя на холсты Шевченко, думаешь – не Сутягин ли? И наоборот. Не желая мириться с действительностью, в которой люди не поддаются влиянию живописи, авторы силою своей фантазии переместились в прошлое, «когда художники влияли на общество, будь здоров как». «Тогда ещё не было войны в Чечне, ещё не изобрели новые технологии, и не печатали календарей с голыми девушками для украшения интерьеров». Обернувшись «не сегодняшними известными живописцами К.Сутягиными и А.Шевченко, продолжающими заниматься «несовременным» делом, а двумя неизвестными художниками прежних лет, авторы и оказались в прошлом. Годы как бы стёрли их реальные неприятные качества и приметы, вплоть до запахов. Осталась лишь память в виде шикарных фотокартин  Е.Габриелева, запечатлевших быт и творческие мгновения мастеров.

Среди посетителей выставки замечены были многие «митьки», картины которых (сразу видно) имеют с картинами участников выставки общие точки. Определённо стоит сходить…
 
 
Виктор ТИХОМИРОВ
Газета «ВЕЧЕРНИЙ ПЕТЕРБУРГ» №77 (21283) четверг, 30 апреля1998
Нелёгкое наследие

Живопись сегодня – занятие безнадёжно устарелое, вроде вышивания, - это вам любой специалист скажет. В героях арт-рынка теперь ходят фотографы, в роли благородного хобби выступает коллекционирование фотографии, которая на фоне ломового продвижения компьютера в свою очередь приобрела оттенок антикварной технологии. Былые живописцы гурьбой подались – кто в имиджмейкеры, кто в дизайнеры, а кто просто в журналисты. Но мазать красками по холсту всё-таки сильно хочется, хотя немного стыдно: краски денег стоят, а картины не купит никто всё равно, спонсоры же деньги дают только на рекламоносные проекты с социальным душком. Но главное – коллеги-интеллектуалы засмеют ретрограда. В общем это занятие нынче нуждается в оправдании.

Но, если Бог даёт болезнь, он же и даёт лекарство: в эпоху развитого постмодернизма объяснить и оправдать можно что угодно. В том числе и живопись. Что и доказывает проходящая в галерее «Борей» выставка московских художников К.Сутягина, А.Шевченко и Е.Габриелева «Наше наследие».
 
Человек простодушный, петербургский, который ходит в галереи, чтобы смотреть картины, пожмёт плечами – ну митьки и митьки, мазня грамотная и обаятельная, братки хорошие, хоть и московские. Картинки типа «скромненько, но со вкусом», оно же «душевно, хоть и лукаво». Формат комнатный, цвет приятный, сюжет забавный. Вполне можно приобрести такую, выбрав под цвет обоев, чтобы украсить мелкобуржуазный интерьер. (Эти коммерческие резоны авторы благоразумно и профессионально учитывают.) Человек просвещённый, столичный, который на выставки ходит читать тексты с объяснениями «что означают и зачем изготовлены представленные произведения», тоже вполне удовлетворится: текст складный, обещает «машину времени», которая как бы превращает сегодняшних живописцев в неизвестных художников из прошлого примерно 60-летней давности. Которых критики проглядели, музеи прошляпили, потомки забыли, но, тем не менее, страшно важных и нужных, потому, что в те времена «быть художником было заманчиво и романтично». Тогда художник якобы мог влиять на общество, поскольку « не было телевизоров и видеомагнитофонов, но были идеалы». И зритель, разглядывая незамысловатые натюрморты-пейзажи, должен умилиться, как на детей – как они красиво рисуют, пока маленькие!
 
Чтобы соединить две части выставки – дурашливую как бы живопись и умственную как бы подоплёку (вот уж где мухи отдельно, котлеты отдельно), между ними для пущей достоверности помещается фотография – симпатичная, хоть и нарочито небрежная стилизация под провинциальное довоенное фото, где имеется полный антураж «художеств» - мольберт, берет, обнажённая модель и всякие там вазочки-кувшинчики-диванчики-гитарки, свидетельства быта бедного, но честного и, похоже, счастливого. И сами авторы, любовно и тщательно выстроившие постановки, - один бородатый в мятой курточке, трудяга кисти другой в очках и при галстуке умник – являют собой классическое раздвоение ума и сердца (на вид комичное, а на самом деле драматичное), вялотекущую профессиональную шизофрению, которой неизлечимо хворает всё нынешнее поколение художников.
 
За всеми этими шутками-пародиями нешуточная тоска – и по романтическому, не существующему более образу «непризнанного гения» (а вдруг я тоже такой?), и по тем временам, когда можно было заниматься любимым делом и при этом «влиять на общество», и даже по «идеалам». (Хоть кто-то в тусовке решился произнести запретное слово – и то хлеб.)
 
Но всё дело тут же портит сам собой всплывающий вопрос: какие такие идеалы обнаружились в обществе 60 лет назад? В 38-м голу, то есть? И какой художник мог по большому счёту «влиять»? Хитом того сезона считалось полотно А.М.Герасимова «И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле». То есть идеалов было навалом, но вряд ли они бы устроили авторов «Наследия». И что за мода такая странная на богему напала – петь хором «песни о главном» и ностальгически размещать рай земной в этом лютом времени?
 
Авторы выставки, конечно, имеют в виду под «наследием» не догмы соцреализма, а как раз наоборот: картинки отсылают к группе «13», к интимному, сугубо неофициальному творчеству Древина, Мавриной, Тышлера и др. И далее больному и безумному , но чрезвычайно живучему поколению «лирических экспрессионистов» 50-х ( с которыми многие Митьки связаны не только идеей, но и семейно). К тому самому тихому сопротивлению «кухонной культуры» громыхающему официозу. Который, впрочем, один только и мог придать рисованию « пейзажей из окна» вид гражданского подвига.
 
Наследие, конечно, не выбирают. А жаль.
 
Марина КОЛДОБСКАЯ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
«ПАМЯТИ НЕИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА» 1996 - 1997

Уважаемые господа!

Мы, нижеподписавшиеся работники изобразительного искусства, хотим обратить внимание властей города Москвы на недопустимую ситуацию, сложившуюся в столице с памятниками художникам. При таком большом числе памятников деятелям других форм творчества — писателям, театральным работникам и особенно поэтам — мы вынуждены напомнить Вам, что единственный живописец, кто удостоился этой чести — замечательный русский художник И.Е. Репин. Других памятников великой русской школе живописи, давшей миру десятки выдающихся имен, в Москве нет.
 
Такое положение дел не может не огорчать всех нас, имеющих непосредственное отношение к изобразительному искусству.
В связи с этим инициативная группа художников при участии галереи "Экспо-88" предлагает Вашему вниманию следующий проект.
 
Ввиду того, что подобное положение с памятниками художникам явно недопустимо и, конечно же, будет со временем исправляться, возникает конфликтная ситуация: кто же будет тот второй, кому после великого русского художника И.Е. Репина будет поставлен памятник? Ситуация настолько запушена, что выбор следующего художника становится принципиальным. Любое имя вызовет большое количество споров и даже обид в среде творческой интеллигенции. В связи с этим мы предлагаем такое решение, которое не должно вызвать возражений ни у кого.
 
Мы предлагаем поставить памятник не какому-то определенному художнику, заслуженному академику или профессору, чьи работы украшают десятки музеев мира, а самой печальной фигуре мирового искусства от прошлых веков до современности — неизвестному художнику. Мы хотим поставить памятник самой ужасной участи, которая подстерегает творца во все времена — не голоду, тяготам и лишениям, на которые он заведомо обрекает себя, встав на путь искусствам более страшному — не сохранить при этом для потомков даже своего имени. Остаться для них просто неизвестным художником, "н.х. второй половины XIX-го века", как пишут на их картинах, которые потом все-таки попадают в музеи. Всем художникам, XVIII, XIX, и, конечно, XX века, которые беззаветно отдали свои жизни искусству и даже не сохранили при этом своего имени.
Вторым памятником после И.Е. Репина, добившегося при жизни всего, о чем    может   мечтать   художник,   должен   стать   памятник   Неизвестному художнику, даже после смерти не добившемуся ничего.
 
Мы уверены, что это место будет почитаемо всеми художниками и студентами художественных учебных заведений, большинство которых, конечно, также останутся неизвестными.
В связи с этим, мы обращаемся к Вам, властям нашего города за официальным разрешением на создание этого памятника и выделением соответствующего места для его постройки.
Возведение памятника Неизвестному художнику наша инициативная группа планирует предложить хорошо известному в нашей стране и за рубежом скульптору Эрнесту Неизвестному.
 
Искренне надеемся на Вашу всестороннюю поддержку и помощь в этом благородном деле.
 
С уважением,
К.Сутягин, член СХ
 А.Шевченко, член НАМХИ
 галерея "ЭКСПО-88"
Журнал «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» № 1-2 1997
Русские в Германии

Неизвестный художникВ дни празднования 51-й годовщины Победы над фашизмом я встречала в Кёльне двух русских художников - Константина Сутягина и Александра Шевченко.

Всё началось как обычно: не успели художники сойти с поезда, как уже были задержаны полицией. Кто такие? Что в мешках? «записывайте, - говорил полицейскому Костя Сутягин. – Мы приехали изменить мир. Взорвать старые и установить новые ценности!» «А в мешках – сало», - сказал осторожный Саша Шевченко. Если бы не моё вмешательство и не звонок из департамента культуры, на это поход русских на запад мог и закончиться.
 
Некоторые говорят: русское искусство завоевывает мир, нужно ехать в Европу, пока там еще не все завоевали. Другие говорят - русские в Европе никому не нужны, все давно занято хохлами. На самом деле, там вообще никто не нужен: ни русские, ни хохлы, ни евреи. Даже немцы не нужны - у них там уже давно все есть. Дело отлажено, каж­дому отведено свое место и с немецкой пунктуальностью расписано - кому что делать. Один знакомый немецкий художник энергично объяснял мне, что его тема в искусстве - это розовые цветы на зеле­ном фоне. Сейчас временно не работаю, добавил он, продукция не находит сбыта. Нормальное искусство.
 
У человека такая специальность - рисует розовые цветы на зеленом фоне, продает шесть штук в год (делает на всякий случай восемь - мало ли?), а в остальное время служит в департаменте по части обра­зования. Ну а наши, посвящая себя искусству, планируют, как мини­мум переделать мир.
 
Потом они приезжают в Германию, бьются, тычутся в разные места, показывая в полиции свои буклеты и каталоги, и в конце концов - к собственному удивлению - оказываются вполне счастливы, достиг­нув нормального немецкого уровня: рисовать синие цветы на жел­том фоне - и лишь посмеиваются над своими соотечественниками, все еще мечтающими что-то изменить. Европа - хорошая прививка от всяких революций.
 
Привыкнув к реализму, многие русские очень грустят - в современ­ной Германии нет предметного искусства. Это у нас человек может писать живописные развалины и стройки - там это огораживают за­борами и ремонтируют так быстро, что не успеваешь разложить этюдник. Любимые сердцу русского художника раскисшие от дождя дороги здесь воспринимаются как сюрреализм. Где вы, покосившие­ся крыши, облупившаяся краска карнизов, дребезжащие трамваи? А натюрморты? Чтобы рисовать предметную живопись, нужно эти предметы любить, а чтобы любить, нужно, чтобы они жили долго - а не заменялись на новые, если сломались. Любовь к предметам начи­нается с мишки, которому оторвали лапу, бросили на пол, но почему-то жалко выбросить. В Германии таких неполноценных мишек тради­ционно сжигают в специальных ящиках, и поэтому предметного ис­кусства там практически нет. (То есть, конечно, не поэтому - есть еще тайный заговор кураторов, происки международного капитала, не­грамотность зрительских масс и многое другое, но факт остается фактом.) Самое распространенное среди галеристов тому объясне­ние - что предметное искусство старомодно, устарело, а абстрактное (в этом году ему исполняется 85 лет) - на удивление мо­лодо. Многих русских это озадачивает и сбивает с толку, и они либо тоже начинают заниматься абстрактным искусством, либо во все сто­роны плюются и уезжают, накупив себе в магазине напоследок что-нибудь из немецкой предметности. Для этого в Германии есть специальные дешевые магазины - для ху­дожников: купил что-нибудь съесть-покушать, а они все это склады­вают в специальный пакетик, а на пакетике написано, что их мага­зин - дешевый. Кто не знает - попадается на эту подлянку. Идешь по улице, думаешь, все нормально, Гогенцоллернштрассе, ресторан «Pulmann», мальчики на роликовых коньках. Солнце светит, досто­примечательности мелькают по сторонам - несешь в руке пакетик из спецмагазина, засовываешь туда голову, чего-нибудь откусыва­ешь, отхлебываешь - и еще быстрее мелькают по сторонам досто­примечательности. Только люди почему-то сторонятся и смотрят неодобрительно. Я только_ по­том поняла, что это они из-за обыкно­венного целлофанового пакета. А вот если бы я шла с пакетом из како­го-нибудь самого дорогого магазина, то и смотрели бы все на меня по-друго­му: дескать, какая симпатичная девушка. Покупает себе что-то в ужасно дорогих магазинах, отхлебывает, молодец! И мальчики на роликовых коньках дела­ли бы вокруг меня пируэты, говорили бы: гутен таг и спрашивали мой номер телефона. Глупость какая! Все вроде бы то же самое: солнце светит, кёльнский собор слева, на мне те же туфли из до­рогого магазина «Bally», я все та же с маникюром на ногтях, молодая и кра­сивая, даже продукты в пакете те же са­мые, - а от того, что на пакете написа­но, все вокруг меняется. Сразу записы­вают меня в какую-то категорию и ме­няют отношение. Не могут взглянуть вглубь, неспособны увидеть за словами настоящую суть (что я молодая, краси­вая, с маникюром и пр.) - чистый кон­цептуализм! Так что по воздействию на массы концепт (в сравнении с нор­мальным искусством) - это как против фильмов Гринуэя поставить порногра­фическое кино: всем сразу все понятно и любопытно, мимо не пройдешь. Я са­ма всегда с интересом смотрю такие ве­щи по кабельному TV отеля - минут пять, дальше не интересно, а деньги-то уже все равно заплачены! Сегодня неважно, что и как нарисова­но, говорят модные галеристы, главное - это чтобы была идея, концепция, что­бы автор более-менее смог объяснить словами, что он хотел сделать. И авто­ры объясняют, более или менее. Дочи­тывать ли до конца сопроводительные тексты - еще и по-немецки? (Я на мос­ковских-то выставках читаю по диаго­нали.) Второй раз смотреть - вовсе не пойду. Но, конечно, это тоже путь, по которому идут наши соотечественни­ки, пытаясь сделать карьеру в Германии. Только не надо забывать, что на всю страну у них - от силы 5 концептуали­стов, которые живут исключительно этим делом (из них у двоих папы-фаб­риканты, у одного жена-фотомодель, а остальные - получают государствен­ные стипендии). Прочие - в лучшем случае где-нибудь преподают, делают в год два своих произведения (как прави­ло, внушительных размеров - целый год делали!), а галерея, с которой они сотрудничают, с грехом пополам тысяч за 15 марок пристраивает одну инстал­ляцию в какой-нибудь музей или неза­дачливому богатею. Далее вещь разби­рается на кусочки (а где прикажете хранить такое здоровенное изделие?), складывается в специальный ящик и прячется в чулан. Сверху пишется фа­милия автора. Как говорится, современ­ное искусство. Упакованное. Только не удивляйтесь, если увидите у какого-ни­будь модного куратора дома на стенке нормальную живопись, без сопроводительных текстов. - это, скажет он, стес­няясь, так... это у меня тетя Гретхен бы­ла, проездом из Бремена... тетя купила... на обратном пути заберет. Один современный немецкий худож­ник (известный, его два раза показыва­ли по 37-му каналу кёльнского телеви­дения) даже решился предложить Кос­те Сутягину (которого раз в месяц по­казывают по TV, либо крутят по радио, либо вот, как сейчас, упоминают в ка­ком-нибудь журнале) поменяться с ним картинами. Так и быть, дескать. Хоть у вас и предметная живопись. Но я, гово­рит, готов вашу картину у себя в спаль­не повесить, а вы мою в Москве можете за большие деньги продать, потому что это - новое слово.
 
Однако в Кельне его картины стоили дешевле сутягинских, хотя и были больше по размеру. И Костя диплома­тично сказал: «Нихт ферштейн». Чему удивляться, если даже знамени­тый коллекционер современного ис­кусства барон фон Людвиг, и тот - не­множко застенчиво, конечно — при­знавался, что сам он вообще-то больше любит предметное искусство, но, как говорится, положение обязывает! Соответствуем-с. (Не этим ли, кстати, объяс­нялась та необыкновенная щедрость, с которой дарил он по всему миру собст­венные коллекции?) Ну, а что действительно представляет собой современное немецкое искусство, и какое место занимает в нем концепт, наглядно показывает прошедшая меж­дународная ярмарка Art-Cologne (цент­ральная и наиболее уважаемая в Европе, что бы там ни утверждали устроители Art-Berlin). Выставлялось более 150-ти галерей, люди там занимались настоя­щим делом, бизнесом — было продано работ на 16 млн. DM. И были приглаше­ны еще 20-25 галерей, занимающихся новым искусством, приглашены бес­платно (участие в Art-Cologne стоит порядка 24 тыс. DM), просто так, для смеху, чтобы посетителям не было скучно хотя бы первые пять минут. Надо сказать, что на фоне солидных, уважаемых галерей, серь­езно торгующих серьезным искусством, эти бесплатные галереи тоже смотрелись нормально, как клоуны, заполняющие перерывы между выступлениями взрослых артистов, и им многое прощалось. Из русских на Art-Cologne мною были замечены: И.Кабаков (40 тыс. DM), как же без него и его вечных Марии Степановны и Ивана Петровича с сапожной вак­сой? Говорить о нем как о русском в Германии не пово­рачивается язык.
 
Ю. Альберт, по-прежнему внештатный сотрудник жур­нала «Веселые картинки», укрепляющий дружбу между детьми разных стран, был представлен уже немецкой  галереей. Впрочем, мы говорим о художниках. Был Эдуард Штейнберг (20-40 тыс. DM), представленный па рижской галереей Клода Бернара, но был и Марк Ша­гал, не представленный разве что ленивым. Кёльнская галерея Галины Гмуржинской пред­ставляла графику А. Древина (8-10 тыс. долларов) и небольшие живописные работы Н. Удальцовой за сумасшедшие против наших цен деньги - 45-50 тыс. долларов! (Кстати, злые языки болтают, что и сама госпожа Гмуржинская — не кто иная, как русская в Германии, родственница одного высокопоставленного советского чиновника, вывезшая лет двадцать назад немало приличных работ, включая Пикассо, Миро и Шагала. Чего только не болтают злые языки! Сама госпожа Гмуржинская отказалась говорить со мною на родном языке и сразу по­ложила конец всем сплетням.) Так же в качестве русских в Германии, на Art-Cologne мною были замечены питерские художники Оля и Саша Флоренские, приятно освежающие малознакомый бомонд, и, опять-таки, московские художники Костя Сутягин и Саша Шевчен­ко, с достоинством пившие дармовое французское шампанское в га­лерее африканского искусства.
Других русских на смотре всегерманского изобразительного искус­ства я не заметила. Это не говорит об их художественном уровне - лишь свидетельствует о месте, занимаемом ими в отлаженной ие­рархии европейского арт-бизнеса. Я не имею в виду, что они зани­мают последнее место - упаси Бог! - я имею в виду, что они вооб­ще не занимают там никакого места, что гораздо почетней. Занять сколько-нибудь серьезное место русским в Германии ме­шает многое. Как субъективные причины — собственная гордость, незнание языка, особенности натуры и отсутствие денег, - так и объективные: в самом деле, было бы странно, если бы к нам при­ехал вдруг из Германии какой-нибудь Ганс Краузе и стал заслужен­ным художником России. Думаю, что другие заслуженные худож­ники этого бы не допустили. Времена нашего увлечения западны­ми художниками-коммунистами прошли. Времена их увлечения ху­дожниками-антикоммунистами тоже кончились. Кто успел - слава Богу! Остальным желаю найти в Германии какую-нибудь непыльную работу - там этого хватает - и скромно обслуживать своими произве­дениями небольшую группу покупателей. Здесь тоже есть шансы, но для этого нужно перестать быть русским в Германии, в Германии нуж­но быть немцем.
 
Так что единственная цель, которая может быть у нормального рус­ского в Германии,— это заработать денег, чем, собственно, все и зани­маются. Привезти картины, сделать выставку по возможности в более приличной галерее - хорошо, если будет пресса, TV (хорошо не в на­шем смысле, дескать, теперь меня узнает вся страна, а хорошо в смыс­ле, что услышит про эту выставку какой-нибудь немецкий дядя, придет и купит себе картину),- а самому сидеть тем временем на террас-е приличного и недорогого кафе, любоваться высоким кёльнским собором и пить светлое пиво с сосисками. И в этом-то смысле -все равны. По нашим российским меркам, никто не занимает там никакого места.
 
Все русские в Германии - неизвестны, и в этом смысле хочется вернуться к выставке К.Сутягина и А.Шевченко в галерее «Zeidal am Domhof» (с видом на кёльнский собор, разумеется), с которой, собственно, и начинался рассказ. Выставка так и называлась: «Па­мяти неизвестного художника». Считается, что известным худож­ником быть выгодно, отмечают авторы проекта. С известными здороваются, их любят девушки, у них принято покупать карти­ны. Такие в современном обществе сложились стереотипы, и ху­дожники вынуждены тратить на это массу времени. Но известны­ми из них становятся единицы, а остальные - так и тратят свои силы зря. Для кого же существуют эти стереотипы?— спрашива­ют художники Костя Сутягин и Саша Шевченко, и сами отвеча­ют:- Для избранных счастливцев! А остальные? Так не пора ли взять эти антигуманистические стереотипы и заменить на дру­гие, более человечные?
 
По мнению авторов проекта, нужно создать такие стереотипы III тысячелетия, чтобы считалось, что известным художником быть некрасиво, а неизвестным - наоборот, достойно. И чтобы все (по этим новым стереотипам) уже сейчас начали любить неизвестных, здороваться с ними и покупать их картины — не дожидаясь, пока те прославятся.
 
Красивый художественный жест российских художников, кото­рые хотят изменить мир, забывая, что они не в России. Они даже поставили где-то в Кельне памятник Неизвестному художнику, такой, как мечтали в Москве. Дело было благополучно показано по 31-му каналу кёльнского TV, пропечатано в газете на 15-й по­лосе, а потом забыто. Отодвинуто в тень очередной годовщиной Победы над фашизмом.
 
Впрочем, на выставке были и нормальные картины, и они поти­хоньку продались. Художники заработали, купили родственникам подарки, сели на поезд и поехали домой, в Россию, поругивая вялых немцев и прихлебывая из чашечек дорогой коньяк. Революция воз­можна только в отдельно взятой стране. Всё нормально.
 
Татьяна БАТУРИНА